ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДЕ

Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12...

АВАРИЙЩИКИ ИЩУТ ЛЮДЕЙ

(Продолжение)
Обнаружить ближайший населенный пункт можно с помощью обзора. Для этого надо периодически подниматься на возвышенные точки рельефа, забираться на деревья и осматриваться вокруг. На присутствие людей могут указать огни, дымы, взлетающие и садящиеся самолеты и вертолеты, просеки, покосы, столбы электропередач, искусственные сооружения.
При наблюдении с земли ночью видно: зарево большого города за 60 км, вертикальные лучи прожекторов - за 50 км, фары автомашин - за 10 км, костры - 8 км, сильный электрический фонарь - на 3-4 км, слабый - на 1,5 км.
При наблюдении с земли днем видно: большие башни, церкви, элеваторы за 16-20 км, населенный пункт - 11 - 15 км, крупные здания - 9 км, заводские трубы - 6-8 км, а дым от них в некоторых случаях до 50 км, отдельные дома - 5 км, отдельные деревья, столбы, люди - 1,5- 2 км.
Наблюдение лучше вести нескольким людям, разбив линию горизонта на несколько равных секторов.
Чувствительность зрения можно повысить с помощью глубокого, спокойного дыхания, слабого раздражения любого органа чувств, периодического обтирания лица, затылка прохладной водой или снегом. Напряжение внимания повышает чувствительность зрения в 1,5 раза, любое отвлечение - шум, мысли о постороннем, разговор сильно уменьшают продуктивность наблюдения.
Поможет обнаружить людей и прослушивание. Звуковая пеленгация человеком возможна с точностью до 3-5 градусов! Услышав непонятный звук, повернитесь к нему лицом и, не двигаясь, попытайтесь взять на него азимут. Для этого надо заметить ориентир в направлении звука. Затем некоторое время соблюдайте полную тишину, так как существует вероятность повторения звука. Ночью в указанном направлении надо провести тщательное наблюдение.
Слышно: далекие взрывы (например, на карьерах) на 12-15 км, шум идущего поезда - 10 км, тепловозный, пароходный гудок, сирену - 7-10 км, рокот работающего трактора - 3-4 км, стрельбу из ружья - 2-3 км, автомобильный гудок, ржание лошадей, лай собак - 2-3 км, неразборчивый крик - 1 км, треск падающих деревьев - 0,8 км, стук весел, рубка, пилка леса - 0,3-0,5 км.
В лесной зоне тропы обычно метят на уровне груди, в пределах прямой видимости одной метки от другой. Свежий затес на стволе дерева имеет желтоватый оттенок. Три-четыре затеса рядом обозначают, что в стороне находится стоянка или разветвление дороги, тропы. Иногда тропы маркируют разноцветными полосами краски, нанесенной на стволы деревьев, или яркими флажками из цветного материала, бумаги, привязанными к сучкам и веткам. Обычно метки наносятся с правой стороны по ходу движения, так как человек большей частью идет по правой стороне широкой тропы, дороги и работает соответственно правой рукой. При приближении к населенному пункту тропа становится более широкой, натоптанной, чаще встречаются ответвления, места стоянок. При удалении наблюдается обратная картина.
Туристы обычно размечают маршрут, выкладывая из камней, веток временные знаки, втыкая в снег еловые ветки, рисуя на коре дерева углем стрелки. Оставляют сообщение о себе под турами на перевалах, в консервных банках, закрепленных в костровой рогулине. Иногда такая записка, равно как метки, могут подсказать направление движения.
Выйдя на лесную дорогу, постарайтесь определить, в какую сторону населенный пункт ближе. Для этого надо знать несколько следопытских приемов.
(Продолжение следует)
 
 
   
   
   
   
   
   
   
Журнал "Турист" 1986г. А.Ильичев

Rambler's Top100  META-Ukraine

Сайт управляется системой uCoz